Проблема контроля доступа к Интернет-ресурсам в образовательных учреждениях была и остается актуальной по сей день. Важность решения этой проблемы обусловлена несколькими факторами:
В 2006-2008 годах в рамках реализации ПНП «Образование» на федеральном уровне была разработана и внедрена в более чем 60 000 Российских школ система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся. Федеральная система обеспечивала как функцию фильтрации Интернет-контента, так и функцию мониторинга использования сети Интернет образовательными учреждениями по всей России.
Блокировка запросов к Интернет-ресурсам, содержащим запрещенный контент, осуществлялась на основе использования технологии DNS-фильтрации, а также специального программного обеспечения - Персонального Клиента Фильтрации (ПКФ, позднее - NetPolice), которое устанавливалось на все персональные компьютеры общеобразовательных учреждений. Дистрибутив ПКФ поступил в общеобразовательные учреждения РФ в составе пакета «Первая Помощь».
Методические и справочные материалы для реализации мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, можно посмотреть здесь.
В соответствии с распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 16.04.2007 № 200-р на всех компьютерах общеобразовательных учреждений, использующихся в образовательном процессе и имеющих доступ в сеть Интернет, были установлены и введены в эксплуатацию программные средства контентой фильтрации Интернет-трафика.
В образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, в учреждения дополнительного образования детей, в учреждения дополнительного профессионального образования были установлены коммерческие версии программных средств безопасной работы в сети Интернет и контентной фильтрации Интернет-трафика (с учетом возможности системного администрирования СКФ в указанных учреждениях).
Техническая поддержка ПКФ (NetPolice) осуществлялась разработчиком (ООО «Мегаверсия») до 30 сентября 2011 года. В настоящее время на бесплатной основе предоставляется использование следующих версий ПКФ:
В мае 2011 года Министерством образования и науки РФ были утверждены Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет (далее – Правила) в соответствии с которыми все общеобразовательные учреждения в срок до 30 сентября 2011 года должны установить средства контентной фильтрации (далее – СКФ). Правилами допускается использование в образовательных учреждений СКФ, рекомендованных Минобрнауки РФ, либо СКФ, приобретенных образовательными учреждениями самостоятельно.
В настоящее время во всех государственных (областных) и муниципальных образовательных учреждениях Самарской области в соответствии с Правилами используются различные СКФ: NetPolice, Traffic Inspector, UserGate, Kerio Control (с web-фильтром), Интернет Цензор и др.
Вариант, который наиболее часто используется для реализации систем родительского контроля. Недорогое (в случае использования на одном или нескольких компьютерах), но и наиболее уязвимое решение. Кроме того, процедура администрирования и управления настройками такого решения является достаточно трудоемкой.
Решение характеризует сравнительно невысокая стоимость и достаточно высокая надежность фильтрации. Существенным недостатком такого решения является снижение скорости доступа к Интернет-ресурсам за счет перенаправления трафика на внешний сервер, особенно если сервер установлен далеко за пределами региона.
Использование выделенного фильтрующего сервера предоставляет наибольшие возможности по настройке системы фильтрации, однако это требует наличие высокой квалификации системного администратора. Несколько большие затраты на развертывание сервиса компенсируются отсутствием замедления доступа к сети Интернет из-за перенаправления трафика на внешний фильтрующий сервер.
Техническое сопровождение фильтрующего сервера (региональный узел контентной фильтрации) и централизованное администрирование коммуникационных серверов образовательных учреждений осуществляется силами ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центра профессионального образования Самарской области (далее – ЦПО).
Очевидно, что применение именно такой схемы фильтрации позволяет использовать преимущества сразу двух способов фильтрации: с использованием внешнего фильтрующего сервера и выделенных фильтрующих (коммуникационных) серверов образовательных учреждений. Следует отметить, что фильтрация указанным способом не приводит к какому-либо замедлению скорости доступа к сети Интернет из-за перенаправления трафика на внешний фильтрующий сервер. Кроме того, наличие в образовательном учреждении системного администратора с высоким уровнем квалификации не требуется, поскольку техническое обслуживание коммуникационных серверов осуществляется удаленно системными администраторами ЦПО.
Доступ к ресурсам указанных тематических категорий должен быть закрыт для всех образовательных учреждений без исключения. Вместе с тем, жесткая фильтрация Интернет-ресурсов на региональном уровне должна оставлять право образовательным учреждениям самостоятельно определять правила доступа к ресурсам сети Интернет, не относящимся к указанным категориям.
2 уровень (локальный)
На уровне образовательного учреждения принимается решение об ограничении доступа обучающихся к информации, несвязанной с задачами воспитания и образования (утверждается локальными актами образовательного учреждения). В зависимости от категории пользователей, возрастного состава учащихся, учебных задач и др. политика доступа к Интернет-ресурсам может и должна быть гибко настраиваемой: от «все запрещено» (фильтрация только по «белым» спискам) до «все разрешено» (снятие каких-либо ограничений 2 уровня).
Так, например, существует мнение, что фильтрация Интернет-контента по «белым» спискам оправдана в случае начальной школы, когда навыки учащихся только формируются, и следует предотвратить ненужные блуждания учащихся за рамками необходимых для конкретного занятия Интернет-ресурсов. В то же время, наличие такого ограничения для учащихся старших классов не целесообразно.
Представляется целесообразным осуществлять фильтрацию на локальном уровне по следующим тематическим категориям:
Технически реализация 2 уровня фильтрации представляется возможной за счет установки СКФ как локального приложения на каждый компьютер образовательного учреждения, либо за счет использование еще одного выделенного фильтрующего устройства с соответствующими настройками.
Следует отметить, что фильтрация Интернет-ресурсов на локальном уровне должна дополнять, но не подменять систему фильтрации на уровне региональном. Для обеспечения фильтрации на локальном уровне образовательное учреждение должно быть самостоятельно в выборе СКФ.